суббота, 3 января 2015 г.

Об упадке хендмейда и злых обывателях. Ответственность. - Ярмарка Мастеров

Об упадке хендмейда и злых обывателях. Ответственность. - Ярмарка Мастеров



Сегодня в одном популярном
ХМ-сообществе мне попалась статья, смысл которой сводился к тому, что
сейчас хэнд-мейд приходит в упадок, заказчики и клиенты относятся к
мастерам как к обслуживающему персоналу, не ценят их Труд и Творчество,
всячески  их унижают и проявляют  к ним  неуважение, организаторы
 ярмарок и выставок - обманывают в жажде наживы, и в будуще в целом -
безрадостно и бесперспективно.


Если честно, очень хотелось размахивать руками и ругаться
подчеркиваемыми как бранные словами. Не первый раз эта тема всплывает - в
статьях, разговорах и умах знакомых и незнакомых мне мастеров (по роду
работы много с ними общаюсь), и сегодня мне хочется все же спросить -
доколе?..  Сколько можно изумляться и возмущаться "плохим заказчикам",
ничего не понимающим людям, скоолько можно ругаться и поднимать эту
тему... и ничего - ни-че-го-шень-ки - не менять при этом в своем поведении (в большинстве случаев)?


Наверное, мне хочется затронуть такой вопрос, как ответственность.
Готова к граду ругательств и помидоров в свой адрес, но все же скажу.
 Вот пример: если у вас дома ребенок маленький, и он из окна выпал - в
этом кто виноват? Ребенок, который из природного любопытства полез
посмотреть на ласточку, - или вы, что не закрыли окно и вообще сделали
доступ к нему открытым? Если ваш хорек/котик/ручной динозавр сгрыз вашу
лучшую работу - кому надо было подумать о том, чтобы убрать ее из зоны
досягаемости? Но это простые случаи. Тут можно сказать, что сделавшая
что-то "не то" сторона -  не до конца разумна, скажем так. Но на таких
примерах можно научиться тому, чтобы брать ответственность за свою жизнь
- и свое творчество, а так же общение с клиентами, и продажи, конечно, -
на себя. Это не так просто и приятно, чем постоянно сваливать ее на
кого-то друогого во всех ситуациях - но, поверьте, отдача (после периода
жесточайшего внутреннего и внешнего сопротивления) просто колоссальная.


Приведу пример из моей скромной практики, свежий, как пирожок из печки.


Выложила я новую работу, и мне тут же написала моя читательница, с
просьбой отложить. В личку от нее письмо - на следующей неделе выкуплю,
прямо вот 100%. Я иду навстречу, убираю работу из "Готовых работ",
убираю с витрины, упаковываю для отправки и спокойно жду, занимаясь
своими делами.  Через полторы недели от нее письмо - "Я отказываюсь от
заказа, извините." И все. Моя первая реакция - совершенно нецензурна и
совершенно в духе "меня обидели". А потом я поняла, что единственный
человек, который виноват в этой ситуации - это я сама. 

 Во-первых,
для новых клиентов надо устанавливать срок резерва изделия - например,
до 3 дней. Если надо - берет, если не надо - не берет. И ни у кого
никаких неоправданных ожиданий и обид. А если этот срок нужно продлить -
всегда можно договориться. (Муж, кстати, предложил еще более
суровый вариант - брать символическую предоплату в 200 р, которая в
любом случае не возвращается ;) )
 

Во-вторых, нужно
составить четкий и внятный регламент того, как происходит покупка
сделанной мною вещи - от первого до последнего шага, и отправлять
заказчикам с пометкой "Важно!". Потому что раздел "Правила магазина" они
не читают. Я не говорю, что все не читают. Но половина
- точно. Поэтому скопировать текст этих правил и отправить в личку -
будет не лишним. Несложно же, верно?..

 В-третьих за эти
полторы недели на эту же работу претендовала другая клиентка, но так
как вещь была в резерве - девушка  взяла украшение в 3 раза дороже, а
значит -я ничего не потеряла, и даже осталась в плюсе. Я это к чему?  

Ищите плюсы. Во всех  ситуациях  (особенно неприятных) есть ценнейший опыт.
Главное  - не сосредотачиваться на том, как "несправедлив" к вам мир,
не думать о том, "кто виноват" - скорее просто приложить усилия к тому,
чтобы больше такого не было. Закрыть окно. Дать динозавру резиновую
игрушку. Взять ответственность за происходящее в вашей жизни и бизнесе
на себя.


Будем честны - сейчас рукоделием не занимается только ленивый. И
продавать пытаются все. И среди продающих есть как великолепные, как
средние, так и просто кошмарные мастера. И отношение к нам "злых
обывателей" мы заработали себе сами. Когда занижали цену до
неадекватной, чтобы продать хоть как-нибудь. Когда продавали
некачественное. Когда оправдывались в ответ на вопрос "почему так
дорого?". Продолжите список сами?



И только в наших руках поменять отношение к нам, как к мастерам, к нашему труду и творчеству. Не ждите, что оно само изменится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий